Ошибка А.Остервальдера
Вопрос о структуре бизнеса поставлен давно.
Если под бизнесом понимается создание ценностей с ограниченным ресурсом. Создается для потребителя. Если его все устраивает, то он покупает его и маржа позволяет нам зарабатывать. В основе обменные операции. Это фундаментальные вещи в обмене. Менеджмент занимается управлением.
Я изображу модель бизнеса с помощью инструментов. Александр Остевальдер порадовал нас своим виденьем построения бизнеса.
Структуры бизнеса, которые годятся во всех случаях. В основе лежит бизнес. В основе лежать какие-то ресурсы.
Способности компетенции.
Существуют потребители, у которых есть проблемы и есть деньги, чтобы заплатить за решение их проблем.
Поскольку процесс обмена это основа всех операций.
Но в основе лежит ценность, именно ценность предлагается клиенту.
Маркетинговая составляющая – в маркетинговой плоскости есть много предложений ценностей.
Ценность надо создать. Конфигурировать, чтобы создать ценностное предложение уникальное по своим свойствам, и приемлемое по затратам.
Модель операционной системы. Фронт офис, бек офис.
Если все получилось, то потребитель платит нам цену. Нужен объем продаж.
Вот три фундаментальных области, которые есть в любом бизнесе.
- Кто целевые потребители?
- Что мы для них делаем?
- Как мы это делаем?
Визуализация модели. Это картинка. Кто? что? как?
Модель – ключевой момент. Создать продуманную структуру бизнеса. Для этого надо применять стратегические модели.
Стратегии это не набор моделей. Это последовательность задач, которая возникает в бизнесе. Проблемы бизнеса, Способы решения проблем и методики решения проблем.
Стратегии это не матрицы, не свод анализ. Это более сложные вещи. Проблема состоит в том, чтобы создать бизнес. Трудно создать жизнеспособный бизнес. Бизнес должен выжить в конкуренткой борьбе на этапе масштабирования бизнеса. И те скелетные структуры не достаточны для выживания.
Идея в том, что этого все достаточно для стартапа, но для развитие не достаточна для успеха в бизнесе.
В стране развернулось стартап движение. Но это еще не бизнес. Для того чтобы придумать бизнес нужна модель. Достаточно указать три элемента.
Бизнес — это открытая система, ее надо будет менять. Это поток моделей для его выживания. Модель постоянно корректируется.
Бизнес –план включает три составляющие:
Маркетинг. Как будем продавать?
Финансовый. Как будем зарабатывать?
Посторенние бизнес-плана — это синоним предпринимательства, продумывание бизнес модели. Но это не предпринимательство. Создать стартап не сложно, а бизнес конкурентно способный очень сложно.
В этой конфигурации нет времени. И в действительности придется создавать много моделей.
И возникает, что надо ли учиться в МВА. Мое мнение в том, чтобы создать бизнес — знаний не надо. На этапе стартапа надо любить какое-то дело, рискнуть, интуиция и модель Остервальдера.
Но никакой информации о рынке нет. И серьёзных конкурентов пока нет. Нет конкурентов до тех пор пока бизнес не пошел. А как только он пошел — нужны системные знания. Для управления растущей компанией, которой можно было управлять просто. А потом стандартизации и формализация. В больших компаниях применяются планирование.
Этап стартапа и этап роста это разные вещи. Возникает необходимость менеджмента.
Породить бизнес проще, чем удержать и сделать жизнеспособным.
Умирают не жизнеспособные модели, особенно в интернете. Естественная смерть стартапов обеспечивают жизнь остальных бизнесов.
Система, где искусственно поддерживаются условия для жизни вредны. Стартап должен выживать самостоятельно, выдачей ценного продукта.
Сложности в том, что это агрессивная среда. Это не только конкуренция, но макро факторы (как на Украине). И есть еще ось времени. Миграция интересов. Все элементы модели меняются с течением времени.
Есть два способа справиться со сложностями во внешнем мире.
Животные адаптируются к внешней среде.
Люди могут тоже адаптивно могу решать проблемы. Решать проблемы по мере поступления. Сигналы нарастают постепенно. А возможность их решить прямо противоположно во времени.
Когда сигналы очень сильные, а возможность сделать что-то низкая. Но все ее делают. Способ — решать проблемы по мере поступления.
Но есть еще и аппарат моделирования. Можно установить цели в будущем и идти к достижению этих целей. И решать проблемы по мере продвижения к цели.
Если вы действуете проективно, то это инновационные действия.
Реактивные действия — это административные действия.