Инновационное преобразование бизнес-модели
В книге «Бизнес-модели» 55 лучших шаблонов Оливер Гассман
Каролин Франкенбергер, Микаэла Шик рассмотрели в процессы развития компаний. И проведя параллели в развитии компаний усмотрели, что в основе построения бизнес-моделей компаний лежат 55 основных шаблонов. Если проводить их комбинацию и получать инновационное построение компании, то вероятность процветания компании в дальнейшем будет наиболее вероятно, нежели вкладываться в обновления продуктов и обновления процесса.
На исторических примерах авторы показывают, как компании, которые игнорировали технический прогресс и изменение спроса прогорали и уходили с рынка и наоборот, те кто меняли свои бизнес-модели успешно развивались и до настоящего времени процветают на рынке.
Описав каждый шаблон, бизнес модели, авторы предлагают всем желающим технику изменения своей бизнес модели.
Когда берется несколько шаблонов 7-8 шт. и составляется их симбиоз. А также описываются некоторые аспекты внедрения изменений в компании. Так авторы особое внимание уделяют включению в процесс инноваций всех сотрудников компании. И особенно руководителя. Иначе происходит саботаж нововведений и процесс изменений натыкается на жесткое сопротивление.
Для внесения изменений в существующую бизнес-модель требуется осознать что она из себя представляет. Для этого есть 4 элемента, по которым дается определение компании.
- Клиент — кто наши целевые клиенты? Важно точно понимать, на какие потребительские сегменты нужно нацеливаться, и какие из них будут или не будут охвачены бизнес-моделью. В основе любой бизнес-модели всегда находится клиент! В этом правиле не бывает исключений!
- Ценностное предложение — что мы предлагаем клиентам? Это измерение включает в себя определение предложения вашей компании (товаров и услуг) и описание того, как вы удовлетворяете потребности целевых покупателей.
- Цепочка создания стоимости — как мы создаем свои продукты? Чтобы реализовать ценностное предложение, необходимо выполнить ряд процессов и действий. Указанные процессы и действия в сочетании с соответствующими ресурсами и средствами, а также их распределение по цепочке создания стоимости составляют это измерение бизнес-модели.
- Механизм извлечения прибыли — почему компания генерирует прибыль? Это измерение, включающее такие аспекты, как структуры затрат и механизмы генерирования выручки, раскрывает, что именно делает бизнес-модель финансово жизнеспособной. Оно дает ответ на главный вопрос, который следует задать любой компании: каким образом мы создаем стоимость для акционеров и заинтересованных лиц? Или говоря проще: почему бизнес-модель эффективна с коммерческой точки зрения?
Цель любой бизнес-модели — «создавать и получать стоимость».
Однако некоторые компании создав стоимость для других не могут получить ее для себя. В пример приводиться веб-сайт YouTube, предоставляющий пользователям возможность бесплатно просматривать и загружать видеоролики. Он спонсируется рекламой. С момента запуска своей инновационной модели YouTube создает значительную стоимость: каждый день сайт посещают примерно два миллиарда человек, а ежеминутно на него загружается свыше 48 часов видеоматериала. Но несмотря на исключительную популярность, YouTube спустя семь лет после своего основания все еще работает в убыток! До сих пор отсутствует жизнеспособная бизнес-модель, которая бы приносила стоимость самому YouTube.
Таким образом для компании очень важно, чтобы бизнес-модель создавала стоимость для клиентов и обеспечивала получение стоимости компанией. Многие бизнес-модели не позволяют получать достаточную стоимость.
При описании существующей бизнес-модели авторы рекомендуем отталкиваться от четырех ключевых измерений КТО-ЧТО-КАК-ПОЧЕМУ. Следующие вопросы помогут вам правильно это сделать.
- Кто (клиенты)
— Каких клиентов и какие потребительские сегменты мы преимущественно обслуживаем?
— Каких взаимоотношений ожидают наши клиенты, и как мы поддерживаем эти отношения?
— Кого можно отнести к самым важным клиентам?
— Какие другие категории заинтересованных лиц необходимо принимать во внимание?
— С помощью каких каналов дистрибуции мы обслуживаем клиентов?
— Кто оказывает влияние на наших клиентов (авторитетные лица, заинтересованные группы, пользователи)?
— Разные отделы ведут себя по отношению к одним и тем же потребительским сегментам по-разному или одинаково?
— Какие люди стоят за нашими клиентами? Останутся ли эти люди с нами в ближайшие десять лет? (Людьми, стоящими за клиентами, зачастую пренебрегают, в особенности в секторе B2B.)
- Что (ценностное предложение)
— Какие проблемы клиентов мы решаем и какие потребности удовлетворяем?
— Какие товары и услуги мы для этого используем?
— Какова субъективно воспринимаемая полезность для клиента? Обычно это не то же самое, что технические спецификации товара или услуги.
— Какую стоимость или пользу мы приносим клиентам? В чем она выражается?
— Чем наши предложения отличаются от предложений конкурентов? Какие альтернативы имеются у клиентов?
— В полной ли мере существующая бизнес-модель отвечает потребностям наших клиентов?
- Как (цепочка создания стоимости)
— Какие основные ресурсы подкрепляют наше предложение товаров/услуг и стоимости (например, физические, трудовые, финансовые, интеллектуальная собственность)?
— Какие знания, умения и ключевые виды деятельности нам необходимы?
— В полной ли мере цепочка создания стоимости использует наши ключевые знания и умения?
— Кто является нашими важнейшими партнерами? Как они связаны с нашим бизнесом и какую пользу нам приносят?
— Кто является нашими важнейшими поставщиками и партнерами, и каков их вклад?
- Почему (механизм получения прибыли)
— Почему клиент платит за наш товар или услугу?
— Каковы наши основные источники прибыли?
— Каким образом генерируется прибыль? За что клиенты готовы платить?
— Каковы наши основные расходы и самые существенные источники затрат?
— Каковы главные финансовые риски при теперешней модели прибыли?
Я думаю для любого бизнеса стоит пройти этот вопросник в целях более полного понимания своей бизнес-модели и определения своего места на рынке, а также возможных вариантах развития и определения существующих рисков.
Каждая из описанных бизнес-моделей описана в форме схемы и в каких компаниях уже применяется в той или иной степени.
Если вы заинтересованы в том, чтобы ваш бизнес имел шансы на успех в будущем вам однозначно стоит ознакомиться более подробно с данной книгой.