Треугольник Карпмана — треугольник ролей

Треугольник Карпмана

Треугольник ролей достаточно распространенная модель поведения людей в нашем обществе. Если вы зададитесь целью и понаблюдаете за своим окружением вы к своему удивлению увидите вокруг себя людей которые играют различные роли. В одной ситуации это спасатель, который постоянно хочет всем помочь. через мгновение он уже может выступать в роли жертвы, которую никто не понимает, а еще через мгновение он может стать агрессором (преследователем) готовый всех карать за их не «правильные» поступки.

В этой ситуации самое интересное то, что осознать свой бег по кругу могут самостоятельно далеко не все. Для них это норма поведения усвоенная с детских лет. Так вот задача человека в постоянном саморазвитии. А тут на лицо повторяющиеся сценарии поведения. Человек перемещается из одной роли в другую и ему кажется, что жизнь меняется, ведь он реагирует на события происходящие с ним в мире. На самом деле нахождение в треугольнике это бег по кругу.

Теперь давайте рассмотрим, как можно этим набором ролей пользоваться при проведении коучинга.
Прежде всего вы, как человек, который желает причинить добро другому человеку, должны осознавать, что роль можно играть когда есть слушатель, который должен быть в игре в какой-то роли.
На начальном этапе необходимо обратить внимание на исполняемую вашим клиентом роль и ваша задача не включиться в игру. Вы должны находиться в позиции активного слушания, задавать уточняющие вопросы, но находится в третьей позиции — оценить ситуацию из вне. Ведь решение проблемы клиента находится вне его игры. Ваша задача вывести клиента из игры. Сделать это можно, поддерживая клиента, но не вступая в игру треугольника ролей.

Разговорите клиента. Пусть он раскроется в настоящем. Что он чувствует, что его волнует, какие у него ценности. Выясните как бы он хотел жить, Что он вообще ожидает от жизни. Тут необходимо построить беседу таким образом, чтобы клиент осознал свою роль — роль жертвы.
Дальше внимание клиента переводится на оценку его положения сейчас. На кого он слишком много обращает внимания, кого винит в своих бедах. То есть ваш клиент должен выйдя из игры осознать, что каждый человек волен вести себя в соответствии со своими представлениями о жизни, морали и исходя из своего воспитания. Что многие люди. которые его раздражают, выводят из себя просто не замечают того, что другим они доставляют неудобства. Для них это норма жизни, для них это нормально. И клиент должен уяснить для себя, что каждый человек имеет свое восприятие жизни и волен поступать так как ему позволяет его воспитание. На данном этапе из клиента вытаскивается его внутренняя проблема — почему тот или иной человек так сильно его заводит.
И дальнейшая работа переводиться в поиски первопричины образования этой проблемы. В большей части это детский возраст, то время где человек познает мир и только, только учиться расставлять все по полочкам в своей голове. Ищется травмирующее событие или ситуация.
И после этого она просто вытаскивается на поверхность и устраняется.
То есть устраняется первопричина исполнения роли жертвы, спасителя, тирана. Мир открывается с новой стороны. Люди поступают не так как надо клиенту, а так как надо им. При этом они не ставят своей целью кого-то оскорбить или унизить. Просто это их норма поведения в той или иной ситуации.
Проведя своего клиента через такую последовательность вытащив его из треугольника ролей, устранив детские травмы человек практически сразу меняет свою жизнь.
Ведь до Вашей с ним работы он на возникающие события реагировал одним способом, а теперь реагирует уже совершенно другим.
Так если на все его новые идеи реагировала критикой, выискивая недостатки и это клиента раздражало вплоть до семейного конфликта, то после Вашей проработки он осознал, что это ее способ мышления и таким образом она просто сортировала идеи — по наименьшему количеству недостатков. В то время как он оценивал идею во максимальному количеству преимуществ.

Буду рад обратной связи.

    Ваше имя (обязательно)

    Ваш e-mail (обязательно)

    Тема

    Сообщение

    Войти с помощью: 
    Подписаться
    Уведомить о
    guest
    0 комментариев
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии