Коучинг, как метод достижения максимальных результатов!!!
Коучинг как метод добиться максимальных результатов за минимальное время
Определение коучинга ICF (Международной Федерацией Коучинга): «Профессиональный коучинг» — это непрерывное сотрудничество, которое помогает клиентам добиваться реальных результатов в своей личной и профессиональной жизни. Посредством процесса коучинга клиенты углубляют свои знания, улучшают свой КПД и повышают качество жизни.
Другое название метода: «Развивающее консультирование».
Смысл коучинга — движение к цели. Используя коучинг, люди достигают своих целей намного эффективнее и быстрее, и получают уверенность, что выбранное ими направление развития — это действительно именно то, что им нужно. При профессиональной поддержке коуча человек самостоятельно формулирует цели, нарабатывает стратегии и осуществляет наиболее удачную.
В отличие от психотерапии, коучинг нацелен на будущее. Он помогает, работая над своим настоящим, по-другому взглянуть на жизнь, осознать свои истинные, а не навязанные общественным мнением, желания, потребности и ценности, избавиться от внутренних барьеров, препятствующих достижению целей и научиться находить собственные решения.
Существует несколько десятков моделей коучинга определений коучинга, все они в той или иной мере соответствуют в действительности, но выделить единственно верное крайне сложно, поскольку все исследователи имеют на этот счет свое мнение.
Применяется для решения широкого круга задач и проблем в различных областях жизни и деятельности.
Коучинг — один из инструментов развития творческого мышления.
Автор метода: Тимоти Голви (США), 1974 г.
Цель метода — максимальное повышение результативности личности в ее персональной и профессиональной деятельности.
По одной из версий, коучинг зародился в 80-х годах прошлого столетия. Ключевыми фигурами этого процесса стали: Томас Леонард — основатель персонального коучинга, Тимоти Голлвей — идеологический предтеча коучинга и Джон Уитмор — основатель корпоративного бизнес-направления и менеджмента в коучинге.
Для обозначения той работы, которую Т. Леонард проводил со своими клиентами, он использовал спортивный термин «коучинг». «Коучинг» — это транслитерация английского «coaching». Это просто переписанное русскими буквами английское coaching, что можно перевести как «тренировка, репетиторство, подготовка». Так получилось, что слово «коучинг» не отражает сути самого понятия. На самом деле это понятие включает в себя нечто большее. Коучинг возник на стыке психологии, менеджмента, философии, логики и жизненного опыта. Это процесс, направленный на достижение целей в различных областях жизни и деятельности. Одним из эквивалентов, выражающим идею коучинга, является «совместное достижение» или «развивающее консультирование».
По другой версии, разделяемой многими учеными-практиками, коучинг, в известном смысле, возник из «ниоткуда». Такой поход к планированию и осуществлению положительных изменений не был абсолютно новым. Многие из тех, кто знакомится с коучингом и его возможностями фактически использовали его в той или иной степени в своей жизни.
Справедливо будет отметить, что идеи коучинга в большинстве своем провозглашал еще Сократ, но его философия не нашла должного понимания в обществе. «Я не могу никого ничему научить, я только могу заставить думать». Сократ (470-399 г. до н.э.), древнегреческий философ.
Заслуга Голлвея, Леонарда и Уитмора в том, что, осознав необходимость личностной поддержки профессиональной деятельности, идеи коучинга обрели более совершенную форму.
По определению, коучинг — это технология для раскрытия потенциала человека. Однако это больше, чем технология, это способ мышления. Основная задача коучинга — не научить чему-либо, а стимулировать самообучение, чтобы в процессе деятельности человек смог сам находить и получать необходимые знания.
В коучинге, в том числе в рамках целей организации, клиент сам формулирует свои цели и критерии достижения, стратегии и шаги, сопоставляя их с целями организации.
Суть метода — набор техник, заимствованных из различных профессий, дополненный целым рядом специфических приемов и направленный на быстрое достижение результата.
Основная процедура коучинга — диалог, задавание эффективных вопросов и внимательное выслушивание ответов. Во время этого диалога происходит полное раскрытие потенциала клиента, повышается его мотивация, и он самостоятельно приходит к важному для себя решению и реализует намеченное.
Этапы коучинга
Коучинг проходит в несколько этапов:
- Определение целей коучинга. Установление правил взаимодействия между коучем и клиентом.
- Анализ текущей ситуации.
3. Уточнение целей, постановка задач, определение путей достижения.
4. Составление плана действий.
5. Контроль и поддержка в процессе реализации плана.
Достоинства метода коучинга.
- Коучинг способствует четкой постановке целей и их успешной реализации.
- Коучинг применяется как на индивидуальном, так и на групповом уровне.
Недостатки метода.
- Психологическое сопротивление личности, так как реализация идей коучинга предполагает разрушение многих стереотипов в сознании и формирование новых привычек.
- Сильная зависимость результатов метода от личности и подготовки тренера — коуча, что приводит к нестабильности результатов обучения по одной и той же программе.
По области применения различаются:
карьерный коучинг,
бизнес-коучинг,
коучинг личной эффективности,
лайф-коучинг и др.
Карьерный коучинг в последнее время называют карьерное консультирование, включающее в себя оценку профессиональных возможностей, оценку компетенций, консультирование по карьерному планированию, выбор пути развития, сопровождение в поиске работы и т. п., связанные вопросы.
Бизнес-коучинг направлен на организацию поиска наиболее эффективных путей достижения целей компании. При этом проводится работа с отдельными руководителями компании и с командами сотрудников.
Лайф-коучинг заключается в индивидуальной работе с человеком, которая ориентирована на улучшение его жизни во всех сферах (здоровье, самооценка, взаимоотношения).
По участникам коучинга различаются индивидуальный коучинг, корпоративный (групповой) коучинг.
По формату — очный (личный коучинг, фотокоучинг) и заочный (интернет-коучинг, телефонный коучинг) виды коучинга.
Важно понимать, что данные выше направления коучинга неразрывно связаны между собой и органично вписываются в систему обучения клиентов.
Дополнительно о коучинге можно сказать следующее:
1. Оценка эффективности коучинга проводится самим клиентом по своим критериям путем сопоставления достигнутых результатов с заявленными в начале работы с коучем.
2. Коучинг — это кропотливый и тяжелый труд, долгая и кропотливая совместная работа коуча и клиента.
3. Человек развивается только тогда, когда сам прикладывает максимум усилий к формулированию и практическому решению своих задач.
4. Только действия и следующие за ними достижения могут привести к устойчивым изменениям в сознании человека.
5. По данным компании Fortune 500 коучинг позволяет более чем в 5 раз окупать затраты на вложенный капитал.
6. Нередко под привлекательной маркой коучинга клиенту предлагаются различные, достаточно далекие от него услуги.
Термины, используемые в коучинге:
Коуч (Coach) — специалист, проводящий коучинг.
Клиент — человек, заказывающий услуги коучинга. В терминологии, используемой британскими коучами, человека, получающего услугу коучинга, также называют coache.
Сессия — особым образом структурированная беседа коуча с клиентом.
Смысл коучинга
Коучинг работает на уровне сознания и служит для расширения границ осознания действительности в ходе анализа поставленной задачи. Сбор всей необходимой информации для решения задачи и ее анализ производятся клиентом самостоятельно при содействии коуча. Для этого используются специальные техники, главная из которых — вопросные технологии коучинга.
В процедуре коучинга гармонично сочетаются два принципа: принцип осознанности и принцип ответственности.
Уровень профессионализма коуча определяется наличием сертификатов и количеством наработанных им часов. Первую коуч сессию длительностью от 30 до 90 минут коуч обязан предоставлять бесплатно. Именно в процессе первой коуч сессии клиент должен определить для себя, нужен ли ему коучинг и подходит ли ему именно этот коуч. Личность коуча играет важное значение в коучинге. Результат в коучинге достигается, в том числе за счет личности коуча, его навыком активного слушания и умения задавать правильные вопросы в нужный момент, а так же за счет умения использовать инструментарий так, что бы это приносило пользу клиенту. Коуч вам подходит в случае, если Вам приятен этот человек, вы понимаете, что можете перед ним открыться, он вызывает доверие, а ваши искренние и глубоко проработанные ответы на его вопросы приближают Вас к вашей цели.
Коучинг — метод достижения максимальных результатов
Философия коучинга:
• каждый человек живет с чувством того, что он способен на большее. Коучинг – помощь в реализации этого чувства.
• каждый человек может все, что он захочет.
• каждый человек знает, чего он хочет.
• для того, чтобы достичь своих целей, надо осознавать реальность, быть мужественным и не останавливаться.
• хочешь быть счастливым и успешным – будь. Критерии счастья и успеха ты выбираешь сам.
• каждый человек отвечает за то, как проходит его жизнь.
Профессиональный коучинг предполагает партнерские взаимоотношения между коучем и отдельным клиентом по достижению колоссальных результатов, основанных на заявленных клиентом целях.
В коучинговом процессе клиент фокусируется на навыках, необходимых для успеха и повышения собственных результатов. После того как клиент выбрал тему сессии, коуч наблюдает, спрашивает и слушает, помогая проанализировать концепции и принципы, помогающие раскрыть возможности и спланировать действия.
В результате у клиента появляется ясность относительно наиболее эффективных путей достижения желаемого.
Решения обычно находятся из скрытых ресурсов клиента, коучи верят и находят подтверждения уникальности и высокого потенциала их клиентов, в их творчество и находчивость.
Карьерный коуч обеспечивает поддержку, для развития уже имеющихся у клиента ресурсов, способностей и творческих сил. Он усиливает осознание собственных возможностей, что ведет к более продуктивным жизненным выборам.
Коучинг фокусируется на том, что с человеком происходит на данный момент и что можно сделать для достижения желаемого будущего, а не на его прошлом.
Результативность в коучинге достигается вследствие того, что человек делает выбор и действует при поддержке коуча, благодаря способностям коуча и специальным коучиновым методикам.
Коучи специально обучаются для того, чтобы грамотно слушать, наблюдать и эффективно использовать методики в соответствии с потребностями конкретного клиента.
Процесс коучинга может быть представлен в виде модели, которая включает в себя четыре стадии. Достижение поставленных целей в процессе коучинга обусловлено успешным завершением каждой стадии его выполнения.
Стадия 1. Анализ ситуации и сбор необходимой информации.
Коучинг может начинаться только тогда, когда обучающийся приходит к осознанию потребности в улучшении своей профессиональной деятельности или в изменении подхода к выполнению любой деятельности.
Не осознав потребность искренне, почти невозможно изменить поведение. Коуч должен помогать обучаемому, развивать это осознание, поскольку вы не можете никого ничему научить, прежде чем человек сам этого не захочет.
Стадия 2. Планирование системы ответственности.
Обучение и развитие будут эффективными только тогда, когда индивид принимает на себя ответственность за результаты. Первым этапом выработки ответственности является планирование процесса коучинга.
Коучи не могут навязывать обучающие программы. Обучаемый исполняет активную роль в процессе принятия решения. Однако опыт показывает, что согласование с менеджером некоторого плана личного развития позволяет лучше определить необходимое время и место проведения занятий в течение рабочего дня.
Хороший плана личного развития должен отвечать на следующие ключевые вопросы:
- Что именно необходимо достигнуть?
- Как это будет происходить?
- Когда это будет происходить?
- Где это будет происходить?
- Когда этот процесс начнется и когда завершится?
- Кто будет вовлечен в этот процесс?
- С кем необходимо согласовывать этот план?
Для того чтобы план личного развития, реализующийся посредством коучинга, был наиболее эффективным, он должен фокусироваться лишь на одной или двух специфических целях развития, которых необходимо достигнуть в сравнительно краткие сроки. Кроме того, очень важно, чтобы каждая цель развития, стоящая в плане личного развития, соответствовала критериям SMART, т. е. была конкретной, измеримой, достижимой, уместной в данных условиях и рассчитанной по срокам достижения. (SMART: specific, measurable, achievable, relevant, time-framed.
Общепринятая в мировой практике мнемотехническая аббревиатура (дословно с англ. smart — ловкий, остроумный, находчивый, модный), обозначающая критерии, которым должны соответствовать любые цели).
Уже сейчас многие организации требуют от своих сотрудников составления планов личного развития.
Для того чтобы план личного развития, реализующийся посредством коучинга, был наиболее эффективным, он должен базироваться на одной или двух специфических целях развития, которых необходимо достигнуть в сравнительно краткие сроки.
Кроме того, очень важно, чтобы каждая цель развития, стоящая в плане личного развития, была конкретной, измеримой, достижимой, уместной в данных условиях и рассчитанной по срокам достижения.
Стадия 3. Реализация плана с использованием стилей, техник и навыков.
При реализации программы обучения коучи должны использовать лишь те стили и техники, которые соответствуют ситуации обучения.
Применяемые стили и методики обучения помимо адекватности обучаемому должны соответствовать личным навыкам коуча.
Возможно, самыми важными из этих навыков являются навыки предоставления обратной связи.
Стадия 4. Оценка результативности.
Следует различать мониторинг и оценку.
Мониторинг — это регулярная проверка процесса реализации плана личного развития сотрудника. Оценка — это анализ и выводы по плану личного развития сразу же после его окончательного выполнения. Это одноразовая деятельность, которую коуч и его ученик осуществляют совместно.
Ключевые вопросы здесь следующие:
- Достигнуты ли цели развития?
- Работали ли различные компоненты плана личного развития в тех направлениях, для которых они были разработаны?
- Какие были сделаны изменения в плане личного развития и почему?
- Был ли план личного развития рентабельным?
- Появились ли неожиданные результаты?
- Что бы вы сделали по-другому в следующий раз?
- Нужен ли новый план личного развития для дальнейшего усовершенствования профессиональных навыков?
Для максимально быстрой концентрации на потенциальных решениях, которые ученик может осознать и за реализацию которых он может взять на себя ответственность, используется практика техники «3-Д» — одна из наиболее полезных в данной ситуации тактик.
Для использования данной техники коучу необходим простой лист бумаги. Ученику предлагается быстро, одним предложением, определить существующую проблему.
Правильная постановка вопросов и использование техники трехмерного анализа позволяет коучу и ученику за очень короткое время выделить три элемента проблемы под каждым из трех заголовков:
ситуация, например: временной режим, недостаток ресурсов, география;
включенные в нее люди, например: недовольный потребитель, нетерпеливый начальник, ненадежный поставщик;
вы, например: недостаток технических знаний, конфликт приоритетов, общая установка ученика.
Выделив три измерения, или аспекта существующей проблемы, обычно становится сравнительно легко определить несколько возможных вариантов действий — даже если большинство из них требует усилий исключительно самого ученика.
Окончательная стадия — выбор самого подходящего в данной ситуации варианта для его практической реализации.
После выполнения этой структурированной техники появляется возможность быстро сконцентрироваться на потенциальных действиях. Опираясь исключительно на заданные вопросы, коуч может помочь людям проговорить большую часть проблем и самих вариантов действий.
Таким образом, коуч позволяет ученику более четко сфокусировать свое внимание и передает исключительно ему ответственность за принятие окончательных решений.
Методика GROW берет свое начало в практике спортивных тренеров. Эта техника опирается на грамотное использование вопросов и следование четкой структуре.
Прежде всего, вопросы направлены на конкретизацию «цели» (Goal), которой ученик стремится достичь в ходе текущей коучинговой сессии. Затем внимание переключается на реальность (Reality) предполагаемых действий. После этого посредством вопросов исследуются практические «варианты действий» (Options), которые может выбрать ученик для достижения поставленной цели. Наконец, фокус внимания смещается на «волю» (Will) к действительному осуществлению специфических действий для реализации одного или нескольких из выявленных возможных вариантов действий.
Для легкости запоминания данной структуры используется мнемоническое правило, представляющее методику GROW в следующем виде:
постановка «цели» (Goal);
проверка ее «реальности» (Reality);
рассмотрение всех возможных «вариантов действий» (Options);
утверждение «воли к действию» (Will).
Улучшение продуктивности деятельности — это главное, для чего и применяется коучинг. Он проявляет лучшее в отдельных работниках и коллективах.
Хотите поговорить с коучем заполните анкету и 60 минут полноценного общения Ваше