Инструкция по применению коучинговой стратегии Уолта Диснея
Считается, что Уолт Дисней разработал эту методику для организации командной работы в ходе создания полнометражных мультфильмов. Превосходные идеи разбивались о стену критики сотрудников, пока однажды он не обратил внимание на то, как по-разному реагируют коллеги на его задумки. Одни восторженно развивали любую его идею, другие сотрудники сразу начинали думать о возможностях ее реализации, а третьи своей беспощадной критикой разбивали задумку в пух и прах. И Уолт решил рассадить своих сотрудников по разным этажам. Я не знаю, правда это или нет, но история звучит чудесно. На втором этаже были стены, на которых можно рисовать, и огромные окна, дающие панорамный обзор. Там сидели «мечтатели» — те, кто способны придумать нечто новое, необычное, грандиозное. Они могли часами создавать воздушные замки, но жесткая критика напрочь убивала их вдохновение. На первом этаже, который был обустроен под обычное офисное помещение, Дисней посадил «реалистов». Их задача состояла в том, чтобы переводить любую идею мечтателей в план реализации с составлением подробных смет требуемых расходов. А полуподвальном темном помещении с маленькими окошками сидели «критики». Эти искали малейшие изъяны в проектах реалистов и никогда не пересекались с мечтателями. Схема командной работы была такой: сначала мечтатели (или визионеры) придумывали идею и отправляли ее описание реалистам. Те создавали проектную документацию, а затем отправляли получившийся материал критикам. Последние искали в присланных проектах любые возможные изъяны и описывали причины «почему это не сработает». Все возражения критиков отправлялись обратно реалистам, которые дорабатывали проекты с учетом всех замечаний. Внутри каждого из нас живут Мечтатель, Реалист и Критик. Одна из ролей часто бывает выражена сильнее остальных. Поэтому одни люди часто строят воздушные замки, никогда не приступая к реализации задуманного. Другие любят создавать четкие планы, а затем шаг за шагом последовательно продвигаются по направлению к цели, не испытывая никаких эмоций. А уж критиканов, которые во всем видят только недостатки, я думаю, вы можете встретить в любом месте каждый день. Любой проект может стать по-настоящему успешным, когда все эти персонажи слаженно работают над одной целью, добросовестно выполняя свои обязанности. Это увлекательное упражнение поможет в ситуациях, когда вам нужно: Добавить творчества и придумать нестандартное решение. Разобраться с имеющимися внутренними возражениями и сопротивлением. Выявить возможные риски и «подстелить соломку». Составить план действий по достижению цели. И, наконец, сделать первый шаг! Данное упражнение позволяет «пообщаться» с каждой из трех ролей, живущих в одном человеке. Но для того, чтобы эффективно «перемещаться» между ролями, рекомендуется использовать вспомогательные элементы. Например, взять три аксессуара из своего гардероба так, чтобы каждый из них символизировал определенную роль. Надевая тот или иной предмет (например, шляпу), вы будете помнить — в какой роли вы сейчас пребываете. Можно поставить три стула, и для каждого назначить свою роль. Сидите на стуле реалиста — рассуждайте как реалист, на стуле мечтателя — мечтайте взахлеб и напропалую. Можно просто написать названия ролей на листе бумаге, перемещать ручку на название соответствующей роли и последовательно «перевоплощаться». Начинаем мы, конечно же, с роли Мечтателя. Представьте вашу цель или мечту такой, как если бы вы ее уже достигли. Опишите эту картинку максимально подробно. • Где Вы находитесь? • Что на Вас надето? • Кто рядом с Вами? • Что Вы делаете? • Что Вы говорите себе в момент достижения цели? • Что Вам говорят об этом другие люди? • Какие чувства вы при этом испытываете? • Что изменилось в вашей жизни? • Чему вы научились? • Почему эта цель так важна для вас? • Что даст вам ее достижение? • Для чего вам нужно достичь ее? • Кем Вы станете, когда достигнете цели? • Для кого еще это может быть важно? Чем ярче картинка, тем больше информации можно почерпнуть из нее. После этого можно перемещаться «на стул» Реалиста и сделать получившуюся картинку более реалистичной. К примеру, можно разложить цель по SMART-критериям: • Что необходимо сделать для достижения цели? • Какой может быть последовательность действий? • Что необходимо сделать в первую очередь? • Сколько времени понадобится на реализацию? • Какие потребуются ресурсы для реализации этой идеи? • Какие из них есть уже сейчас? • Какие еще необходимо приобрести? • Какие знания, навыки, способности вам понадобятся? • Кто может помочь в достижении цели? Очень важно! Критик часто бывает очень сильным, но он умело маскируется под Реалиста. «Вполне реально, что эта цель нереальна» — Реалист так никогда не скажет. Вместо этого он попробует скорректировать сроки или точнее описать ресурсы, которых сейчас нет. Но он никогда не скажет, что достижение цели невозможно. Если в роли Реалиста возникают такие возражения — запишите их отдельно и отложите в сторону. Когда наброски плана будут составлены, можно переходить к роли Критика. Он давно заждался и нетерпеливо постукивает пальцами в ожидании, когда ЕГО, НАКОНЕЦ-ТО, УЖЕ СПРОСЯТ! Дайте Критику возможность оценить получившийся план (не саму идею, а именно план!). • Насколько он реализуем? • Какие в нем изъяны? • Чего не хватает? • Кому может не понравиться эта идея? • Какие слабые места есть в плане реализации? • Что может остановить вас в достижении цели? • Кто может помешать достижению цели? • Какие еще моменты не были учтены в плане? Записывайте все возражения до тех пор, пока они не иссякнут. Вы поймете это по возникшему приятному чувству, когда высказаны все страхи и опасения. Облегченно выдохните и вернитесь обратно в позицию Реалиста. Взгляните на список, который составил Критик, и скрупулезно разберите каждый пункт с точки зрения Реалиста. Внесите корректировки в план с учетом замечаний Критика, помня о коучинговых принципах. Например, возражение Критика «Через две недели тебе, как обычно, это все надоест, и ты все бросишь» может быть нейтрализовано аргументом Реалиста: «Значит, через две недели мне необходимо сменить стратегию. Можно придумать награду за три недели неукоснительного следования намеченному плану. Да и потом, люди меняются… Почему я обязательно стану действовать «как обычно»?» Бывает и так, что Реалист не может ответить на все возражения Критика. В этом случае помогает метод «Раскадровки». Возьмите конкретное возражение и отнесите его Мечтателю. Представьте, что вы уже достигли своей цели и справились с этим препятствием. Помечтайте о том, как у вас это получилось. Запишите все шаги и повторно пройдитесь по маршруту «Мечтатель — Реалист —Критик — Реалист». Последовательно повторяйте эти действия до тех пор, пока у Критика не останется никаких возражений. После этого взгляните на получившийся план и спросите себя: «Какой первый (и самый простой!) шаг по направлению к этой цели я готов совершить уже сегодня?»Автор Сахарова Ольга Считается, что Уолт Дисней разработал эту методику для организации командной работы в ходе создания полнометражных мультфильмов. Превосходные идеи разбивались о стену критики сотрудников, пока однажды он не обратил внимание на то, как по-разному реагируют коллеги на его задумки. Одни восторженно развивали любую его идею, другие сотрудники сразу начинали думать о возможностях ее реализации, а третьи своей беспощадной критикой разбивали задумку в пух и прах. И Уолт решил рассадить своих сотрудников по разным этажам. Я не знаю, правда это или нет, но история звучит чудесно.На втором этаже были стены, на которых можно рисовать, и огромные окна, дающие панорамный обзор. Там сидели «мечтатели» — те, кто способны придумать нечто новое, необычное, грандиозное. Они могли часами создавать воздушные замки, но жесткая критика напрочь убивала их вдохновение. На первом этаже, который был обустроен под обычное офисное помещение, Дисней посадил «реалистов». Их задача состояла в том, чтобы переводить любую идею мечтателей в план реализации с составлением подробных смет требуемых расходов.А полуподвальном темном помещении с маленькими окошками сидели «критики». Эти искали малейшие изъяны в проектах реалистов и никогда не пересекались с мечтателями. хема командной работы была такой: сначала мечтатели (или визионеры) придумывали идею и отправляли ее описание реалистам.Те создавали проектную документацию, а затем отправляли получившийся материал критикам. Последние искали в присланных проектах любые возможные изъяны и описывали причины, «почему это не сработает». Все возражения критиков отправлялись обратно реалистам, которые дорабатывали проекты с учетом всех замечаний. Внутри каждого из нас живут Мечтатель, Реалист и Критик. Одна из ролей часто бывает выражена сильнее остальных. Поэтому одни люди часто строят воздушные замки, никогда не приступая к реализации задуманного. Другие любят создавать четкие планы, а затем шаг за шагом последовательно продвигаются по направлению к цели, не испытывая никаких эмоций. А уж критиканов, которые во всем видят только недостатки, я думаю, вы можете встретить в любом месте каждый день. Любой проект может стать по-настоящему успешным, когда все эти персонажи слаженно работают над одной целью, добросовестно выполняя свои обязанности. Это увлекательное упражнение поможет в ситуациях, когда вам нужно: Добавить творчества и придумать нестандартное решение. Разобраться с имеющимися внутренними возражениями и сопротивлением. Выявить возможные риски и «подстелить соломку». Составить план действий по достижению цели.И, наконец, сделать первый шаг! Данное упражнение позволяет «пообщаться» с каждой из трех ролей, живущих в одном человеке. Но для того, чтобы эффективно «перемещаться» между ролями, рекомендуется использовать вспомогательные элементы. Например, взять три аксессуара из своего гардероба так, чтобы каждый из них символизировал определенную роль. Надевая тот или иной предмет (например, шляпу), вы будете помнить — в какой роли вы сейчас пребываете.Можно поставить три стула, и для каждого назначить свою роль. Сидите на стуле реалиста — рассуждайте как реалист, на стуле мечтателя — мечтайте взахлеб и напропалую.Можно просто написать названия ролей на листе бумаге, перемещать ручку на название соответствующей роли и последовательно «перевоплощаться». Начинаем мы, конечно же, с роли Мечтателя. Представьте вашу цель или мечту такой, как если бы вы ее уже достигли. Опишите эту картинку максимально подробно. Где Вы находитесь?Что на Вас надето?Кто рядом с Вами? Что Вы делаете? Что Вы говорите себе в момент достижения цели? Что Вам говорят об этом другие люди? Какие чувства вы при этом испытываете?Что изменилось в вашей жизни? Чему вы научились?Почему эта цель так важна для вас?Что даст вам ее достижение? Для чего вам нужно достичь ее? Кем Вы станете, когда достигнете цели? Для кого еще это может быть важно? Чем ярче картинка, тем больше информации можно почерпнуть из нее. После этого можно перемещаться «на стул» Реалиста и сделать получившуюся картинку более реалистичной. К примеру, можно разложить цель по SMART-критериям: Что необходимо сделать для достижения цели? Какой может быть последовательность действий? Что необходимо сделать в первую очередь? Сколько времени понадобится на реализацию?Какие потребуются ресурсы для реализации этой идеи?Какие из них есть уже сейчас?Какие еще необходимо приобрести?Какие знания, навыки, способности вам понадобятся?Кто может помочь в достижении цели? Очень важно! Критик часто бывает очень сильным, но он умело маскируется под Реалиста. «Вполне реально, что эта цель нереальна», — Реалист так никогда не скажет. Вместо этого он попробует скорректировать сроки или точнее описать ресурсы, которых сейчас нет. Но он никогда не скажет, что достижение цели невозможно. Если в роли Реалиста возникают такие возражения — запишите их отдельно и отложите в сторону.Когда наброски плана будут составлены, можно переходить к роли Критика. Он давно заждался и нетерпеливо постукивает пальцами в ожидании, когда ЕГО, НАКОНЕЦ-ТО, УЖЕ СПРОСЯТ! Дайте Критику возможность оценить получившийся план (не саму идею, а именно план!). Насколько он реализуем? Какие в нем изъяны? Чего не хватает? Кому может не понравиться эта идея? Какие слабые места есть в плане реализации? Что может остановить вас в достижении цели? Кто может помешать достижению цели? Какие еще моменты не были учтены в плане? Записывайте все возражения до тех пор, пока они не иссякнут. Вы поймете это по возникшему приятному чувству, когда высказаны все страхи и опасения. Облегченно выдохните и вернитесь обратно в позицию Реалиста. Взгляните на список, который составил Критик, и скрупулезно разберите каждый пункт с точки зрения Реалиста. Внесите корректировки в план с учетом замечаний Критика, помня о коучинговых принципах. Например, возражение Критика «Через две недели тебе, как обычно, это все надоест, и ты все бросишь» может быть нейтрализовано аргументом Реалиста: «Значит, через две недели мне необходимо сменить стратегию. Можно придумать награду за три недели неукоснительного следования намеченному плану. Да и потом, люди меняются… Почему я обязательно стану действовать «как обычно»?»Бывает и так, что Реалист не может ответить на все возражения Критика. В этом случае помогает метод «Раскадровки». Возьмите конкретное возражение и отнесите его Мечтателю.Представьте, что вы уже достигли своей цели и справились с этим препятствием. Помечтайте о том, как у вас это получилось. Запишите все шаги и повторно пройдитесь по маршруту «Мечтатель — Реалист —Критик — Реалист». Последовательно повторяйте эти действия до тех пор, пока у Критика не останется никаких возражений.После этого взгляните на получившийся план и спросите себя: «Какой первый (и самый простой!) шаг по направлению к этой цели я готов совершить уже сегодня?» Можно применять в Лайф-коучинге |