SWOT — анализ, что это?
Успех компании находится под влиянием множества факторов как внутренних, так и внешних. В 1963 г. Кеннет Эндрюс предложил методологию проведения комплексного анализа этих факторов в удобной, понятной и структурированной форме для организации процесса стратегического планирования. Название методологии было заключено в акроним Метод успешно применяется бизнесменами по всему миру до сих пор.
Название «SWOT» расшифровывается:
Сильные стороны,
Слабые стороны,
Возможности,
Угрозы.
Именно эти четыре аспекта бизнеса и оцениваются в ходе исследования текущих и будущих стратегий компании. И это внутренние параметры организации, на которые она может легко повлиять, приняв соответствующие управленческие решения. А есть и внешние, на которые практически невозможно повлиять, и следует просто учитывать при организации бизнес-процессов.
Главное провести комплексное исследование всех факторов и максимально точно оценить каждый из возможных рисков и/или преимуществ.
SWOT обычно представляют в виде матрицы. Результатом должно стать отражение возможных стратегий организации, для которой проводят исследование, разработанных на основании тех или иных положительных или отрицательных реалий.
Для того чтобы более детально разобраться какого эффекта можно ожидать от проведения подобного анализа, приведем примеры данных, которые необходимо проанализировать в ходе работы по методологии.
Сильные и слабые стороны. Эти параметры определяет, создает и может проконтролировать организация самостоятельно. И, в случае выявления существенных недостатков, может повлиять на них и откорректировать.
Тело и направление исследований SWOT похожее на строение нейронов человека.
Возможные внутренние преимущества или недостатки компаний:
- отличия услуг и товаров от конкурентов (по цене, качеству, уникальности, уровню спроса потребителей);
- уровень внедрения инноваций как в менеджменте, так и в технологическом оснащении;
- настройка бизнес-процессов компании, способствующая снижению себестоимости предлагаемой продукции и услуг или, наоборот, ее росту;
- степень эффективности кадровой политики, возможность ротации, развития и удержания лучших специалистов в профессиональной сфере;
- уровень квалификации топ-менеджмента;
- доступность организации к финансовым, сырьевым, кадровым и другим ресурсам;
- профессиональная или нет маркетинговая стратегия;
- уровень качества обслуживания (в том числе и сервисного).
Реализуя новый или оценивая действующий проект, необходимо четко представлять в чем основные конкурентные преимущества компании.
Без четкой концепции «сильных сторон» нельзя получить эффективный действующий бизнес. Конечно, по всем вышеперечисленным пунктам, компания не может быть на высоте, но курс развития должен строиться на нескольких базовых китах, которые непременно приведут к достижению максимально высоких результатов.
Возможности и угрозы внешней среды, в которой существует организация Эта та группа аналитических факторов, повлиять на которую невозможно или очень сложно. Но не принимая во внимание возможные риски, можно сделать серьезные промахи в стратегическом планировании и при принятии управленческих решений.
К таким факторам относятся: внешнеполитическая обстановка в стране, отношение со странами партнерами и конкурентами, наличие открытой конфронтации, санкций и т.д.; отношение государства к малому и среднему бизнесу, уровень их поддержки и уровень законодательной базы в этой сфере; состояние налоговой политики, степень налоговой нагрузки, субсидии и дотации для бизнеса и т.д.; конкурентная среда, уровень и количество конкурентов на вашем рынке сбыта продукции или оказания услуг; экономическая сфера, уровень развития экономики, экономическая инфраструктура и конъюнктура рынка; уровень развития инноваций в области работы вашего бизнеса и наличие товаров-заместителей.
Сгруппировав полученные данные, можно разработать эффективную стратегию функционирования бизнеса как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе.
Матрица помогает выработать стратегии с учетом текущего положения дел, а также спрогнозировать возможные риски и заранее подготовить алгоритм действий при их возникновении.
При этом работа с методикой анализа не требует сложных математических и экономических знаний. Достаточно обладать предпринимательским опытом и чутьем, чтобы провести работу подобного уровня и решить ряд стратегических задач компании.
Характеристика блоков SWOT анализа.
Итогом работы должно стать формализованное описание тех процессов, которые приведут компании к успеху.
Ячейки -анализа сформируют четыре основные стратегии:
Поле, образованное пересечением сильных внутренних сторон и возможностей, которые дает окружающая среда, дает четкое представление о главных конкурентных преимуществах организации. Их нужно поддерживать на высоком уровне, чтобы максимально полно использовать возможности внешней среды.
Поле «слабые стороны + возможности» подскажет как можно использовать экзогенные факторы для того, чтобы компенсировать внутренние стратегические промахи или недостатки продукта и услуги
Поле «сильные стороны и угрозы внешней среды» позволяет использовать потенциал компании с целью противодействия внешним условиям и извлечения прибыли из сложившейся ситуации.
Поле «слабые стороны + угрозы внешней среды» дает представление бизнесмену о том, какие аспекты в работе компании наиболее уязвимы в сложившейся окружающей обстановке.
Использовать SWOT-анализ необходимо аккуратно. Главная ошибка неопытных стратегов заключается в том, что они считают его панацеей. Но это не так. Анализ может сработать только при условии тщательной оценки всех факторов