Построение системы управления по целям
Построение системы управления по целям
В основе любого бизнеса лежат Цели*. Цели концентрируют усилия Руководителя и дают возможность выстраивать бизнес исходя из них. Но, как показывает практика, для успешного бизнеса наличие чётких целей необходимо, но недостаточно. Проблема в том, что видение целей руководителем далеко не всегда разделяется его подчинёнными – следствием чего являются множество головных болей, знакомых каждому специалисту по управлению: систематическое невыполнение планов, низкий КПД сотрудников, конфликты между подразделениями, размывание ответственности за результат и, как следствие, слабая управляемость бизнеса. Подобные проблемы в большинстве случаев решаются внедрением в компании системы управления по целям – технологии, суть которой заключается в следующем:
1) Постановка измеримых, достижимых целей и ожидаемых результатов деятельности как для организации в целом так и для каждого конкретного сотрудника.
2) Чёткое соотнесение целей и задач, стоящих перед каждым сотрудником с целями и задачами организации.
3) Привязка системы вознаграждения персонала к результатам их деятельности (а не к затраченному времени).
В результате внедрения системы управления по целям в компании каждый сотрудник приобретает чёткое понимание того, что ему необходимо делать, в какие сроки и какое вознаграждение он получит за результатысвоей деятельности. Руководитель же получает в руки конкретные инструменты измерения результативности как бизнеса в целом, так и каждого отдельного сотрудника. Всё это приводит к значительному увеличению эффективности бизнеса за счёт:
— повышения мотивации сотрудников и их производительности труда – каждый сотрудник нацелен на достижение результата.
— связи целей компании с целями подразделений и каждого конкретного сотрудника – уходит рассогласованность действий между бизнес-единицами, конфликты и нецелевое использование рабочего времени.
— повышения прозрачности и управляемости компании – руководитель в режиме онлайн способен отслеживать результативность бизнес-единиц компании.
* Финансовые цели, производственные, маркетинговые и т.д.
Как мы это делаем (пример плана проекта по внедрению системы управления по целям MBO)
Цели проекта
- Повышение результативности компании
- Повышение эффективности бизнеса компании путем роста результативности отдельного сотрудника, подразделений и рабочих групп.
Задачи проекта
- Построение (актуализация) целей предприятия
- Разработка (актуализация) ключевых показателей результативности персонала предприятия
- Разработка (актуализация) системы мотивации персонала. Связывание целей компании с целями отдельного сотрудника
- Обучение персонала навыкам постановки целей, их согласования и оценки результативности
- Внедрение технологии управления по целям в корпоративную культуру предприятия.
Этапы работ:
- Диагностика системы целеполагания предприятия
· Знакомство с бизнесом компании
· Знакомство с управленческой командой
· Знакомство с организационной структурой и бизнес процессами предприятия
· Знакомство с системой мотивации (оплаты труда и премирования) сотрудников Нематериальная мотивация.
· Резюме по состоянию системы целеполагания
Результаты: Определены сильные и слабые стороны существующей системы целеполагания.
- Стратегические сессии. Разработка (актуализация) целей предприятия
· Обучение сотрудников технологии управления по целям. Цели бизнеса, цели подразделения, цели процесса, цели сотрудника
· Разработка KPI[1] сотрудников.
· Разработка TASK[2] сотрудников.
· Разработка MARK[3] сотрудников.
· Актуализация системы оплаты труда и премиальных выплат.
· Создание профилей[4] сотрудников.
Результаты: Созданы профили сотрудников содержащие KPI, TASK, MARK. Разработаны матрицы премирования сотрудников. Иначе говоря, создана адекватная система оценки результативности сотрудников, при этом система вознаграждения работников приведена в соответствие с их результатами.
- Разработка процедур целеполагания
· Назначение Лидера проекта. Создание Рабочей группы проекта. Согласование формата встреч рабочей группы
· Подготовка регламентирующей документации (процедура планирования и оценки результативности)
· Автоматизация технологии целеполагания (Excel таблицы)
· Актуализация системы мотивации (оплаты труда и премирования) сотрудников предприятия
Результаты: Создана поддерживающая структура системы целеполагания (регламенты, электронные профили сотрудников).
- Оценка результативности сотрудников
· Подведение итого деятельности предприятия и подразделений за период. План-факт анализ достижения целей сотрудниками
Результаты: Определены Лидеры и аутсайдеры по результативности. Создан план работы по повышению результативности сотрудников.
- Развитие системы Целеполагания.
· Аудит системы целеполагания (1 раз в квартал, полгода или год).
В результате внедрения системы управления по целям происходит значительное увеличению результативности бизнеса за счёт: повышения результативности труда сотрудников, усиления согласованности работы бизнес-единиц компании, а также прозрачности и управляемости компании.
[1] — KPI – ключевой показатель сотрудника на текущий период
[2] — TASK – задача сотрудника на текущий период
[3] — MARK – оценка компетенции сотрудника за текущий период
[4] — перечень ключевых показателей сотрудника, состоящий из количественных (KPI), качественных показателей (TASK) и оценок компетенций (MARK).