SIPOC. Руководство пользователя

SIPOC – один из инструментов шести сигм и менеджмента качества, который используют для описания бизнес-процессов на топ-уровне (“с высоты птичьего полета”).

SIPOC – это:

  • Supplier – Поставщик
  • Input – Вход(ы)
  • Process – Процесс
  • Output – Выход(ы)
  • Customer – Заказчик

Входы процесса чаще всего обозначают переменной “X”, а выходы – “Y”. Таким образом, процесс можно представить в качестве функции зависимости (f) переменной Y от независимых переменных X. Математическое выражение, также называемое основным уравнением шести сигм, приведено ниже:

Y = f(X1,X2…Xn) + ε

В проектах шести сигм этот инструмент чаще всего используют на первой стадии цикла DMAIC – Define – для того, чтобы определить “рамки” проекта. С помощью SIPOC устанавливают границы рассматриваемого процесса перед тем, как приступить к его измерению (Measure) и анализу (Analyze).

Начинайте заполнять SIPOC “справа”

  1. Определите заказчика.
  2. Опишите продукты или услуги, которые он требует.
  3. Приведите краткое описание процесса.
  4. Укажите основные входы процесса.
  5. Приведите перечень ключевых поставщиков.

И самое главное – не усложняйте диаграмму лишней информацией!

Представьте, что вы заказали кофе:

    1. Заказчик – клиент кофейни или ресторана.

Когда вы покупаете кофе, что вы ожидаете получить – каковы ваши требования? Вероятно, вы ожидаете получить горячий кофе достаточной крепости и, обязательно, с пенкой. Еще одна деталь – сервировка.

    1. Выходы процесса – горячий кофе с пенкой достаточной крепости, поданный в кофейной чашечке на блюдечке.

Что следует предпринять официанту, чтобы выполнить ваш заказ – каков процесс?

    1. Краткое описание процесса – помол зерен => заварка кофе => сервировка.

Что для этого понадобится – какие продукты, т.е. входы процесса?

    1. Входы – вода, кофейные зерна (сахар и сливки “по вкусу”).

Откуда все это взять – кто поставщик? Если это сеть кофеен, то, возможно, есть свой небольшой склад.

  1. Поставщики – склад.

Читаем диаграмму слева направо:

Пример SIPOC

Название процесса: заказ кофе в ресторане

Supplier (поставщик) Input (входы) Process (процесс) Output (выходы) Customer (заказчик)
Склад

 

Вода, кофейные зерна (сахар и сливки «по вкусу»)

 

Помол зерен⇒ Заварка кофе⇒ Сервировка

 

Горячий кофе с пенкой достаточной крепости, поданный в кофейной чашечке на блюдечке Клиент ресторана

Чаще всего диаграммы SIPOC создают с помощью специализированных программ (например, Quality Companion от Minitab) или готовых шаблонов MS Exel.

 

Рассмотрим еще на  примере – бизнес-процесс продаж тренинговой компании.

Бизнес-процесс продаж компании может быть представлен из следующих больших шагов:

  1. Запрос клиента;
  2. Договоренность о встрече с клиентом;
  3. Подготовка коммерческого предложения
  4. и т.д.

Для примера возьмем один шаг Договоренность о встрече с клиентом и распишем его по методике. В результате у нас получится вот такая схема.

Описание бизнес-процесса по методике SIPOCНебольшое описание того, что здесь изображено.

Шаг Договоренность о встрече с клиентом может быть инициирован как клиентом, так и руководителем проекта со стороны тренинговой компании. Клиент может позвонить в компании, отправить запрос с сайта, задать вопрос на тренинге (есть и другие варианты, но я сознательно упростил возможные варианты). Руководитель проекта может выйти на клиента через звонок по телефону, письмо, встречу на мероприятии и т.д.

Во время общения возникает некая договоренность о встрече, результатом которой для клиента является Дата и время встречи (для руководителя проекта тоже) и ФИО участников со стороны тренинговой компании. Для руководителя проекта важно предварительное описание Дата и время, Запроса клиента, ФИО участников со стороны клиента, ФИО участников со стороны тренинговой компании.

Работа над шагом ведется из центра:

  • Пишем название шага бизнес-процесса (Шаг);
  • Входные данные, которые нужны для этого шага (Вход);
  • Кто инициатор этих данных (Поставщик);
  • Какие данные получаем в результате выполнения шага (Выход);
  • Кому нужны эти данные (Клиент).

Практика показывает, что при таком подходе можно достаточно быстро расписать бизнес-процесс любой компании.

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Войти с помощью: 
Notify of
avatar
wpDiscuz